002061 - шаблон joomla Joomla

Замечательный памятник костромского зодчества позднего классицизма, одна из крупнейших усадеб в городе первой четверти XIX в., имеющая исключительно важное градостроительное значение в застройке центра. Состоит из главного дома и флигеля, занимающих угол квартала между ул. Шагова, пр. Мира и центральной Сусанинской пл..

dom borsheva4

В начале XIX в. здесь находилась старая усадьба с деревянными зданиями генерал-лейтенанта, тайного советника и сенатора С.С.Борщова, участника войны 1812 г., который в 1818-1819 гг. строит в ней по типовому проекту сперва каменный флигель. В 1819-1824 гг. он также возводит по образцовому проекту новый каменный главный дом, надзор за сооружением которого осуществлял губернский архитектор Н.И.Метлин. После смерти владельца усадьба перешла к его сыну – действительному статскому советнику и камергеру М.С.Борщову, который в 1838 г. хотел продать ее в казну, но сделка не состоялась.
В пожар 1847 г. дом обгорел и в неотстроенном виде в 1849 г. продан александровскому купцу 1 гильдии А.А.Первушину, который возобновил его, предложив затем городу купить здание для присутственных мест. Однако после отказа Первушин превратил его в доходный дом, устроив в нем гостиницу "Лондон". Есть предположение, что в ней в 1860-х гг. останавливался во время своих частых приездов в Кострому великий русский поэт Н.А.Некрасов (1821-1877). Некрасов с юных лет охотился с отцом в окрестностях Костромы, с 1858 г. приезжал в летние месяцы в Кострому и охотился преимущественно близ с. Спас-Вежи Костромского уезда. По наблюдениям, почерпнутым во время охоты, им написаны такие произведения, как Коробейники", "Дед Мазай и зайцы" и др. Только в 1870 г. дом вместе с участком куплен городом и переоборудован для окружного суда, учреждения которого размещаются здесь и поныне.

dom borsheva1

Главное место в усадьбе занимает крупный жилой дом типа дворцового особняка, выходящий на площадь основным фасадом. Двухэтажное кирпичное и оштукатуренное здание с мезонином принадлежит к лучшим образцам жилой архитектуры Костромы. Его прямоугольный в плане объем в семнадцать осей окон, вытянутый вдоль площади, имеет в центре более высокую семиосную часть с мезонином, украшенную портиком коринфского ордера. Мощные колонны, поставленные на выступ нижнего этажа с аркадой и металлической решеткой балкона на уровне второго этажа, несут антаблемент с фронтоном. Меньший четырехколонный портик на аналогичной аркаде выступа первого этажа и с поздним аттиком выделяет центр девятиосного бокового северного фасада по пр. Мира. Остальной декор фасадов также подчеркнуто параден. Стены покрыты дощатым рустом, клинчатые замковые камни над оконными проемами без обрамлений смыкаются с широким междуэтажным карнизом. Во втором этаже, увенчанном антаблементом, окна заключены в поздние штукатурные наличники середины XIX в. с лепниной под сандриками.

dom borsheva2

В интерьере дома, сильно измененном в 1870-х гг., анфиладный принцип планировки сочетается с коридорным. Вход на южном фасаде ведет в вестибюль с парадной лестницей слева. Сравнительно узкий коридор по продольной оси разделяет оба этажа и мезонин на две части, одновременно соединяя вестибюль с черной деревянной лестницей в северо-восточной части дома, которая ведет также и в мезонин. Главными помещениями были очень крупные залы обоих этажей, расположенные за портиком, за ними следовали короткие анфилады вдоль главного и северного фасадов. Меньшие залы выходили в сторону двора. В ряде помещений и в залах сохранились более поздние угловые кафельные белые печи с различными зеркалами, двупольные филенчатые двери и штукатурные потолочные карнизы. У парадной лестницы – чугунные ступени и стойки ограждения из завитков.

dom borsheva3

Стоящий по пр.Мира флигель принадлежит к хорошим образцам служб в усадебных постройках Костромы эпохи классицизма. Его двухэтажный прямоугольный в плане объем, кирпичный и оштукатуренный, сильно вытянут вдоль улицы своим пятнадцатиоконным фасадом. Пристройка второй половины XIX в. соединяет его с основным домом. Главный фасад флигеля имеет в центре небольшой ризалит в пять осей окон. Нижний этаж рустованный, с клинчатыми замковыми камнями над окнами и междуэтажной тягой. Верхний, с гладким фризом и венчающим профилированным карнизом, сохранил над окнами сандрики, отмечающие нечетные проемы боковых частей и три средних центральной.
В интерьере поперечные стены делят первый этаж флигеля на три помещения с более поздней стеной в правой из них, отделяющей лестничную клетку. Два других помещения имеют необычные сводчатые перекрытия: два коробовых продольных свода с распалубками над окнами опираются на столб в центре. Второй этаж перепланирован.